Я нахожусь на службе у общественности, я никогда не делал ничего, что могло бы шокировать. Мне нравятся хорошо сделанные вещи, и они должны мне нравиться. — Пьер Полен, французский дизайнер мебели и интерьераДаже если вы занимаетесь графическим дизайном, эта идея идеально описывает цель вашей работы. Главное — тщательно продумать все новые идеи и то, как вы будете внедрять их в свой дизайнерский проект. Вам придется оставить экстравагантные решения художникам (если только это не художественный проект) и привести свою работу в соответствие с принципами дизайна, общим посылом проекта и здравым смыслом.
Каковы принципы дизайна и почему они так важны?
Принципы дизайна — это правила, установленные дизайнерами для того, чтобы дисциплинировать и формировать свою работу. Эти принципы делают упор на основных элементах дизайна, и следование им должно помочь специалистам создавать эффективные проекты, которые находят отклик у широкой аудитории. Хотя принципы дизайна могут показаться ограничивающими свободу, они были созданы для того, чтобы поддерживать дизайнеров в их работе, а не создавать препятствия. Вы можете рассматривать их как правила правописания, устанавливающие общий порядок, но не мешающие творчеству автора. Следовательно, дизайнерская работа основывается на принципах дизайна, и когда они используются правильно, она начинает привлекать внимание и интерес зрителя. Понимание данных принципов означает понимание и контроль всего проекта, процесса его создания и каждого задействованного элемента дизайна. Разные команды и студии выделяют разное количество принципов дизайна. Однако семь принципов считаются основополагающими. Это единство, баланс, иерархия, контраст, акцент, масштаб и повторение/ритм. Однако это число не является универсальным, так как существуют и другие принципы, оказывающие равное влияние на восприятие проекта. В нашей статье вы найдете полный список, который поможет определить, какие из дополнительных принципов дизайна лучше всего соответствуют вашей нише. Очевидно, что для графических дизайнеров, веб-дизайнеров, дизайнеров UI/UX, дизайнеров брендинга и даже дизайнеров интерьера и моды этот краткий список будет отличаться.1. Баланс
Баланс, вероятно, является наиболее очевидным и прямолинейным принципом для понимания. А еще это важная функция, позволяющая сделать восприятие визуального контента (фотографии, иллюстрации или макета веб-сайта) комфортным. Идея заключается в том, что каждый элемент дизайна — например, шрифты, цвета, графика, фоны, формы, узоры, кнопки, текст и т.д. — имеет свой визуальный вес. Более тяжелые элементы быстро привлекают внимание зрителя, в то время как более легкие этого не делают и в основном служат для завершения целостности и гармонии общей сцены.
2. Иерархия
Иерархия — один из наиболее важных принципов в веб- и дизайне приложений. Он служит для определения приоритетов элементов дизайна и расставления акцентов в зависимости от их важности. Здесь работает простое, но неотразимое правило: если все помечено как важное, значит, ничего важного нет.
3. Единство
Этот принцип дизайна борется с концепцией «все и сразу». Вы, вероятно, сталкивались с подобными веб-сайтами, принтами или даже концепциями дизайна интерьера: множество элементов с трудом сочетаются друг с другом, поэтому общая картинка выглядит как катастрофический беспорядок. Особенно, если страницы приправлены агрессивными всплывающими окнами и баннерами, фу. Чтобы разрешить эту графическую какофонию, существует принцип единства, призванный создать визуальную и психологическую гармонию.
4. Разнообразие
В то время как единство и баланс создают визуально приемлемый дизайн, с которым легко взаимодействовать, разнообразие добавляет деталей, привлекающих внимание. Без разнообразия даже самым сбалансированным и продуманно организованным концепциям не хватало бы контраста, они были бы скучными и монотонными — как будто чего-то не хватает, но вы никогда не можете сказать, чего именно.
5. Акцент
Акцент — принцип дизайна, отвечающий за создание и поддержку визуального интереса путем установки фокусных элементов в композиции — или даже творческого контраста между выбранными элементами. Когда он правильно реализован, выступающие части вашего дизайна интуитивно заметны. Это означает, что они привлекут внимание зрителя, но не затмят другие элементы, иначе нарушится баланс. Это как с хорошим дизайном афиши: вы сразу понимаете, какая группа выступает (это основная информация), и нет проблем с поиском деталей: дата и места концерта, цены на билеты и т.д.
6. Пропорция
Пропорция относится к размеру элементов по отношению друг к другу и является наиболее всеобъемлющим принципом дизайна. Настройка пропорций и группировка объектов на основе их размера и визуального веса помогает выделить акцент и сохранить единство композиции. Это пример того, как принципы дизайна работают вместе согласованным образом.
7. Контраст
Цель контраста — сделать дизайн сочным и ярким. Он противопоставляет светлое и темное, тонкое и толстое, нейтральное и красочное и создает легкие для восприятия сцены. Существует множество способов реализации этого принципа дизайна, и наиболее частым из них является противопоставление предмета фону — именно так работает контраст в типографике. В этом случае контраст является уникальным средством сделать текст разборчивым и читабельным. Другой пример — пользовательский интерфейс веб-сайта или приложения, где контрастные решения помогают перемещаться между страницами и их элементами или направляют к целевому действию.
8. Негативное пространство
Негативное или белое пространство — это области, где нет дизайна, поэтому они, по сути, пусты. Этот принцип дизайна призван защитить дизайнеров от чрезмерного использования творческих средств. Большинству из нас знакомо это непреодолимое искушение добавлять все больше и больше в композицию, чтобы сделать ее завершенной. Негативное пространство призвано помочь остановиться, когда придет время.
9. Движение
Один из основных принципов для дизайнеров пользовательского интерфейса, движение, описывает то, как глаза зрителя перемещаются по вашей композиции. Ничего общего с реальным движением. Чтобы понять, как работает движение в дизайне, вам следует подумать о целевой странице. Ее интерфейс будет контролировать, как ваши глаза переходят от заголовка к деталям предложения, а затем к кнопке CTA. Или, если это афиша концерта, вы, скорее всего, просмотрите информацию в следующем порядке: исполнитель, дата и время, место.
10. Выравнивание
Выравнивание — это принцип дизайна, который описывает, как объекты размещаются и выстраиваются в линию внутри композиции. Если это не соблюдается, изображение, сцена или текст выглядят неаккуратно. Даже в антидизайне и веб-брутализме должна быть какая-то логика или идея в разбитом выравнивании, потому что, если этот принцип полностью игнорировать, проблемы с визуальным восприятием информации неизбежны.
11. Повторение и ритм
Эти два принципа дизайна идут вместе и дополняют друг друга. Повторение относится к реализации одних и тех же или похожих элементов в дизайне: таких как изображения, кнопки, цвета, шрифты или формы. Он используется для создания единства и последовательности. Повторения можно легко достичь, прибегнув к одним и тем же значкам, фону или стилизованным элементам. При правильном использовании это может помочь контролировать движение зрителя по странице, поскольку повторяющиеся элементы, такие как якоря, могут стать отличным средством привлечения и направления внимания. Однако для них важно, чтобы они не имели большого визуального веса, иначе в композиции возникнет дисбаланс.
- Случайный — повторяющиеся элементы без определенного регулярного интервала.
- Регулярный — одни и те же интервалы, выполняемые неоднократно. Это часто получается путем создания сетки или серии вертикальных линий.
- Чередование — позволяет повторять более одного элемента в дизайне.
- Плавный — имитирует естественные потоки и показывает повторяющиеся элементы, следующие за различными изгибами и кривыми.
- Прогрессивный — получается путем изменения одной характеристики элемента при повторении.
12. Узор
В пользовательском интерфейсе узор относится к трем принципов дизайна, включающим повторение и ритм, и он также связан с ними в других областях графического дизайна, таких как фотография, реклама и брендинг. Хитрость в том, что человеческий мозг привлекают узоры и он рассматривает их как пример гармонии и равновесия. При использовании в дизайне узор мгновенно привлекает внимание зрителя.
Существуют ли другие принципы дизайна?
Как уже упоминалось ранее, существует семь основных принципов дизайна, а также еще десятки других. Обращение к ним будет обусловлено потребностями дизайнерской команды и целями проекта. Принципы дизайна фиксированы и документированы для крупных компаний, в то время как небольшие команды устанавливают набор правил в зависимости от текущей задачи. Среди менее распространенных принципов дизайна есть:- Типографика
- Цвет
- Принципы гештальта (сходство, продолжение, замыкание, близость, фигура/основание, симметрия и порядок)
- Сетка
- Фрейминг
- Форма