1. Не предполагайте, спрашивайте
Первый совет, который нужно принять, заключается в том, что вы не должны предполагать, чего ждут ваши клиенты от сотрудничества и какими должны быть отношения – вам необходимо спросить их напрямую. Искусством активного слушания довольно сложно овладеть (хотя для некоторых это более естественно), но оно жизненно важно для отношений между дизайнером и клиентом в любой отрасли. Просто помните, что ваши клиенты не являются профессиональными дизайнерами, а это значит, что их представления о том, что возможно или доступно, весьма ограничены. Поэтому попробуйте предложить другой подход к некоторым идеям, но никогда, никогда не настаивайте на этом.Помните, что вы не их партнер, вы оплачиваемый профессионал, которого наняли для оказания необходимой им услуги.Еще одна вещь, которую стоит обозначить — вы не должны просто спрашивать их мнение, когда речь заходит о важных элементах дизайна. Уточняйте даже самые мелкие детали. Чем больше вопросов вы зададите, тем лучше. Более того, у некоторых клиентов могут возникнуть проблемы с самовыражением, поэтому вам, возможно, придется применить другой подход и попытаться буквально извлечь из них нужную информацию. В конце концов, бывают моменты, когда пытаться понять, чего они хотят, будет непросто.
2. Не берите больше работы, чем вы можете выполнить
Одна из самых больших ошибок в отношениях дизайнера и клиента — нежелание говорить «нет» из страха произвести плохое впечатление. Некоторые люди знают, как трудно было найти клиентов поначалу, поэтому неохотно отказываются от любой работы, которая попадется им на пути. Однако согласие на выполнение проекта, для которого у вас нет времени или ресурсов — наихудшая из возможных вещей для начинающего дизайнера. Не стоит забывать и о том, что создание дизайна — это творческий процесс, а объем работы, который вы можете выполнить за день, не всегда будет одинаковым. Вы должны дать себе больше свободы и попросить более мягкий срок, чем вам реально нужно. Помимо прочего, есть много недостатков в том, чтобы брать на себя больше работы, чем вы можете выполнить, и вот некоторые из них:- Прежде всего, вы рискуете вообще не выполнить задание, что является нарушением контракта и может привести к проблемам. Не говоря уже о тонне плохих отзывов.
- Далее, вы рискуете выполнить задание с неудовлетворительным качеством. Что опять же плохо отразится на вашей репутации.
- Удар по вашей самооценке и уверенности в себе также неминуем.
3. Эффективно собирайте отзывов клиентов
Есть много причин, по которым вам нужна обратная связь с клиентами, как положительная, так и отрицательная:- Это поможет вам совершенствоваться и расти как профессионалу.
- Упростив сбор отзывов, вы даже можете получить некоторые социальные доказательства, такие как рекомендации.
4. Сосредоточьтесь на маркетинге
Еще одна важная проблема, которую вы должны иметь в виду — мнения вашей аудитории о вас, вероятно, начинает формироваться еще до того, как они свяжутся с вами. Например, клиенты могли слышать о вас от кого-то, с кем вы уже имели дело, или же они заходили на ваш веб-сайт. При условии, что у вас есть собственный сайт, отображение отзывов, а также брендов, с которыми вы ранее работали, будет весьма кстати.Ваши потенциальные клиенты больше всего заинтересованы в вашей предыдущей работе, поэтому обязательно перечислите над какими проектами и для кого вы работали раньше.Таким образом, у вашей аудитории будет возможность ознакомиться с определенными вашими знаниями, прежде чем обратиться к вам. Опять же, причина, по которой это так важно для отношений между дизайнером и клиентом, заключается в том, что вы можете использовать это, чтобы завоевать уважение к себе еще до начала переговоров.
5. Научитесь вежливо говорить «нет»
Ранее мы упоминали о том факте, что время от времени вы будете вынуждены отказываться от работы. То, как вы это делаете, имеет большое значение, и вот несколько советов, которые помогут вам научиться делать все правильно:- Прежде всего, вам нужно искренне выслушать предложение клиента. Отказываться, даже не выслушав, считается невежливым, а для кого-то еще и откровенным неуважением.
- Далее вам нужно сосредоточиться на том, что вы можете сделать, и объяснить, почему то, что клиент предлагает, превышает ваши возможности, после чего обязательно поблагодарить его за то, что он сначала обратился к вам.
- Будьте прозрачны в отношении количества времени, которое вам потребуется для выполнения проекта, и просто сообщите, что он не стыкуется с вашим расписанием. При этом не нужно раскрывать, кто ваш другой клиент или над какими проектами вы сейчас работаете.
- Выразите сожаление по поводу того, что вы не можете принять это предложение, и попытайтесь помочь клиенту найти решение проблемы. Вероятно, у вас имеются друзья в этой же отрасли, так почему бы не перенаправить предложение им. Подумайте об этом, вы в любом случае не сможете взяться за проект, так почему бы не предложить его тому, кто нуждается в работе. Кто знает, может быть, в какой-то момент человек отплатит вам тем же.